Как помочь Музею имени Н.К. Рериха
Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!
Итоги V Всероссийского конкурса для молодежи «Читаем Николая Рериха»
«Поэзия Николая Рериха сокровенна. <…> Его
лирика — это магическое прикосновение к
прошлому, настоящему и будущему. Поэзия
Рериха — это космос, который требует
исследования».
Дарья Чибисова, учащаяся школы № 2
г. Тулуна, победитель конкурса
V Всероссийский конкурс «Читаем Николая Рериха» с Международным участием для школьников, студентов и взрослых проводился в рамках ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру».
Николай Константинович Рерих вошел в историю как выдающийся гуманист, общественный деятель, художник, ученый, философ, педагог, создатель многих литературных произведений, инициатор Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников, который был подписан 15 апреля 1935 года и призывал к сохранению культурных ценностей не только во время войны, но и в мирное время.
Н.К. Рерих призывал бережно отнестись ко всему, что возвышает дух, поскольку знание о нем дает возможность ощутить величие Беспредельности, проникнуть мыслью в творческую лабораторию Космоса, познать его законы, ощутить пространство метаистории. В этой лаборатории присутствуют явления других измерений и миры более высокого состояния материи, влияющие на мировой эволюционный процесс.
Великий русский художник, ученый и философ Н.К. Рерих большое внимание уделял молодежи, он говорил: «С особым вниманием и радостью мы следим за молодёжью. Их сердца бьются особо и ново. Ведь они будут строить новый мир, и, когда их можно хвалить, наши сердца наполняются надеждой».
Организаторами конкурса выступили: Иркутское региональное отделение Международной общественной организации «Лига Защиты Культуры»; Иркутская региональная общественная организация «Рериховское культурное творческое объединение».
Цель конкурса: привлечение внимания к духовно-нравственному миру молодежи, их представлениям об основах жизни, повышение мотивации молодежи и взрослых к чтению книг Н.К. Рериха.
Конкурс проводился заочно на сайте http://mir-kultura.ru/.
В конкурсе приняли участие 93 участника и 36 педагогов: из Минска (респ. Беларусь), Санкт-Петербурга, Твери, из разных городов Иркутской области: Иркутска, Ангарска, Шелехова, Черемхово, Тулуна, Слюдянки, из Куйтунского, Чунского районов.
На конкурс было представлено 78 индивидуальных и групповых работ в разных номинациях. Возраст участников не ограничен. Победители определялись по возрастным категориям: младшая (7-11 лет), средняя (12-15 лет), старшая (16-19 лет), взрослая (старше 19 лет), взрослые и дети.
Участниками первой номинации были представлены мини-фильмы по книге, основанные на фото и видеоматериале, иллюстрациях.
Матвей Антипин – неоднократный победитель конкурса «Читаем Николая Рериха», учащийся 7 класса школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ (руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова) взял за основу своего мини-фильма статью Н.К. Рериха «Мозаика» из сборника «Зажигайте сердца». Матвей пишет: «Техника мозаики соответствовала стремлению Н.К. Рериха воплощать в искусстве вечное, помогала раскрывать особую ценность каждого мгновения жизни человека: "Каждый день состоит из бесчисленного ряда самых разнообразных фрагментов"».
Матвей Антипин руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова |
Можно ли лечить несчастье улыбкой? Этот вопрос заинтересовал Сальникову Анастасию и Степину Светлану, учащихся школы № 42 г. Братска, руководитель - Юлия Александровна Бондаренко. Девочки подготовили рисунки и сделали мини-фильм по стихотворению Н.К. Рериха «Улыбкой».
Сальникова Анастасия и Степина Светлана руководитель - Юлия Александровна Бондаренко |
Мудры притчи Николая Рериха… Они заставляют задуматься о многом… Может ли не быть границы у царства? Педагоги детского сада № 116 г. Иркутска Горбунова Дина Константиновна, Домашонкина Ольга Александровна сделали своими руками теневой театр для детей старшего дошкольного возраста по притче Николая Константиновича Рериха «Границы царства» и представляют его зрителям.
Горбунова Дина Константиновна и Домашонкина Ольга Александровна |
Во второй номинации участниками были присланы презентации с цитатами, иллюстрациями, фотографиями.
Алексей Куликов учащийся 7 класса школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, под руководством Ольги Ивановны Овчинниковой, представил презентацию по статье Н.К. Рериха «Подвиг». Наглядный материал конкурсантом тщательно подобран, в основе работы лежат глубокие размышления Николая Рериха о подвиге.
Алексей Куликов руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова |
59 видеороликов с чтением произведений Н.К. Рериха было представлено в третьей номинации в разных возрастных группах. Участники учили произведения Н.К. Рериха наизусть, вживались в смысл сказанного, старались прочувствовать.
Тяжела ли царская корона? Ответ на этот вопрос можно найти в притче Николая Рериха «Царь Соломон и удоды́», прочувствованно она звучит в исполнении Мирры Ляминой, учащейся гимназия 44 г. Иркутска (руководитель Лариса Александровна Лаврентьева).
Мирра Лямина руководитель - Лариса Александровна Лаврентьева |
Откуда у ребенка появляется страх и как его победить? Об этом рассуждает Владислав Галузо, учащийся МБОУ "Гимназия № 44" г. Иркутска (руководитель – Любовь Ильинична Дорохина). Владислав представил стихотворение Н.К. Рериха «Бог даст».
Владислав Галузо руководитель – Любовь Ильинична Дорохина |
Все ли мы вокруг себя замечаем? Об этом задумался Альберт Аветисян, учащийся школы № 5, г. Черемхово (руководитель Ольга Яковлевна Журова). Он прочитал стихотворение Николая Рериха «Замечаю».
Альберт Аветисян руководитель - Ольга Яковлевна Журова |
Какую роль играет Красота в жизни человека? Как найти путь к Высшему? Об этом размышляют участники литературно-поэтического театра школы № 49 г. Твери - Николай Коротков, Виктория Леднёва под руководством Татьяны Ивановны Чечиной. Ребята исполнили 2 стихотворения Николая Рериха «Привратник» и «К нему».
Николай Коротков и Виктория Леднёва руководитель - Татьяна Ивановна Чечина |
«Приходящий в ночной тишине, говорят, что Ты невидим, но это неправда…». Может ли быть тишина громче грома, разрушение ничтожней покоя? В исполнении Виктории Леднёвой (руководитель Татьяна Ивановна Чечина), участницы литературно-поэтического театра школы № 49 г. Твери прозвучало стихотворение Н.К. Рериха «Уводящий».
Виктория Леднёва руководитель - Татьяна Ивановна Чечина |
«Поэзия Николая Рериха сокровенна. Ее символика - для узкого круга посвященных. Я одна их них. Я очень люблю поэзию Николая Константиновича. Его лирика - это магическое прикосновение к прошлому, настоящему и будущему. Поэзия Рериха - это космос, который требует исследования» - пишет учащаяся школы № 2 г. Тулуна Дарья Чибисова. Наверное, поэтому так проникновенно звучали в исполнении Дарьи «Священные Знаки» Н.К. Рериха.
Дарья Чибисова руководитель - Иванова Елена Михайловна |
Как преодолеть препятствия и сделать невозможное возможным? Эти размышления мы можем найти в стихотворении Н.К. Рериха «На последних вратах» в исполнении студента Иркутского регионального колледжа педагогического образования Сергея Яхно (руководитель Лариса Викторовна Максимова).
Сергей Яхно руководитель - Лариса Викторовна Максимова |
Что поднимает народы и что сметает их с лица земли? Поучительно произведение Николая Рериха «Миф Атлантиды», прозвучавшее в исполнении Таисии Якимовой, студентки Иркутского регионального колледжа педагогического образования (руководитель Лариса Викторовна Максимова).
Таисия Якимова руководитель - Лариса Викторовна Максимова |
Удивительно важную тему Знамени Мира и Пакта Рериха затронула учащаяся школы № 323 Невского района Санкт-Петербурга - Юлия Дашкевич (руководитель Татьяна Николаевна Кочеткова). «"Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна". Не умерло Знамя Мира. Оно лишь свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой истинной основе мира. И не об одних только культурных ценностях Знамя Мира трепещет. Оно трепещет о сердце человеческом, о том великом сокровище, где созидается обновленное будущее».
Юлия Дашкевич руководитель - Татьяна Николаевна Кочеткова |
Культура – почитание Света, вслед за Н.К. Рерихом утверждают участники театральной студии «Актер» средней школы № 218 г. Минска Руководитель – Елена Викторовна Вовнейко. Н.К. Рерих писал, что культура есть оружие света. В наше тревожное время очень важно, чтобы молодежь стояла на стороне света, созидания, добра, красоты и утверждала эти понятия своим каждодневным трудом.
Театральная студия «Актер» средней школы № 218 г. Минск руководитель – Елена Викторовна Вовнейко |
Четвертая номинация «Читайте Николая Рериха!» подразумевает анонс произведений Николая Рериха, рекомендуемых к прочтению».
«Наполните сердца знаниями!» - призывает всех Эльвира Овчинникова, студентка факультета психологии Иркутского государственного университета (руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова). «Если вы любите размышлять о поиске истины, определении верного жизненного пути, то вам, пытливый читатель, следует обратить своё внимание на очерки Николая Рериха "Душа народов" – советует она. – Размышления не утратили своей актуальности и в настоящее время. Ведь современный человек живёт в своей картине мира, испытывая дефицит доверия. Относитесь сами к себе с уважением и любовью, черпайте духовные силы в произведениях Н. Рериха».
Эльвира Овчинникова руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова |
Учащиеся школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, г. Ангарска Артём Зезюля и Валерия Буря размышляют о статье Н.К. Рериха «Молодому другу» (руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова). «О вечных истинах и истинах, волнующих прежде всего сверстников, говорится в книге "Молодому другу", о проблемах, представляющих острейший интерес в поисках становления личности – утверждают ребята. – Мысли и рассуждения для молодежи вы найдете в этом произведении Николая Константиновича. Вчитывайтесь в строки, проникнитесь напутствием: «Дать радость, – говорил Н.К. Рерих , – это как увидать восход солнца».
Артём Зезюля руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова |
Валерия Буря руководитель - Ольга Ивановна Овчинникова |
В пятой номинации необходимо было представить театральную постановку по произведению Николая Рериха.
Что таится за блеском царской короны? Каждому ли она под силу? Учащиеся Дома детского творчества № 5 г. Иркутска: Исаев Тимофей, Сапрыкин Вадим, Левандовская Ульяна, Сафронова Вероника и Лаврентьева Екатерина, под руководством Папана Дины Геннадьевны, Сапрыкиной Елены Сергеевны, представили театральную постановку по притче Николая Рериха «Царь Соломон и удоды́».
Исаев Тимофей, Сапрыкин Вадим, Левандовская Ульяна, Сафронова Вероника и Лаврентьева Екатерина руководители - Папана Дина Геннадьевна, Сапрыкина Елена Сергеевна |
Диалог учащихся школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, г. Ангарска Артёма Лопаницына, Александра Башкирова по статье Н.К. Рериха «Всенародное» вызывает неподдельный интерес. Ребята подняли очень важную тему, прониклись содержанием, выбрали интересную форму. «Проблемы, указанные Николаем Рерихом в произведении 1914 года, актуальны и сегодня: "Уже надлежит народу знать свою историю, знать свои сокровища, беречь свои богатства"» - утверждают они.
Артём Лопаницын и Александр Башкиров руководители - Петухова Марина Владимировна, Овчинникова Ольга Ивановна |
Оргкомитет благодарит постоянных и новых участников конкурса за инициативность, творчество, артистизм! Выражаем благодарность всем педагогам, подготовившим победителей, призеров и участников конкурса. Дипломами приза оргкомитета награждены: Ольга Ивановна Овчинникова, педагог школы № 37 им. Королькова А.М., Героя РФ, г. Ангарска подготовившая 18 победителей, призеров и участников конкурса и Лариса Викторовна Максимова, преподаватель Иркутского регионального колледжа педагогического образования, подготовившая 9 победителей и призеров конкурса. Благодаря Вам, уважаемые коллеги, создается интересный материал и видеоматериал, который можно использовать при проведении занятий, встреч, литературных гостиных, родительских собраний и т.д.
Приглашаем вас принять участие во Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Роль Учителя в развитии человечества», по итогам которой планируется издание сборника материалов. Более подробная информация на сайте http://mir-kultura.ru/.
До новых встреч, друзья!