Как помочь Музею имени Н.К. Рериха
Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!
Николай Константинович Рерих - Вторая страница
Содержание материала
В 1906 году Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств - самого большого российского учебного художественного заведения. Подбирает замечательных художников и педагогов -
А.А.Рылова, А.В.Щусева, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы, увеличивался преподавательский состав. Ее главную цель Николай Константинович видел в воспитании художественного вкуса и поддержке творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущем началом в жизни молодого художника, а искусство как можно шире входило в простую, повседневную жизнь. В 1909 году Рерих становится академиком Российской Академии художеств.
Мировоззрение Рериха, как и любого другого человека, формировалось не сразу. И складывалось оно не только под влиянием русского искусства и истории. Уже с середины 1900-х годов на его литературных трудах и художественных произведениях заметно сказывается влияние Востока. Особенно же привлекает его Индия - ее древняя культура, великолепная природа, богатейшие духовные традиции. И это обращение не случайно.
Исследуя традиции древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье "Радость искусства" он пишет, что Русь всегда представлялась ему как "чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира". И многие из этих путей брали свое начало на Востоке, в Индии. К таинственной "колыбели цивилизаций" подводили не только размышления Рериха-историка и археолога, но и философа.
С юных лет он серьезно интересовался вопросами нравственного совершенствования и духовного преображения человека, прославляя в своих произведениях созидание, труд, добро и красоту. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А. Бердяев,
П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.
Справедливо полагая, что основные этические законы были сформированы еще в глубокой древности, на заре нашей цивилизации, Рерих ищет разрешения загадок бытия в первоисточниках - мифах, легендах, древнейших философских системах, изучает труды мыслителей Востока. Несмотря на то, что художник никогда не отступает от твердых реалистических позиций, его картины приобретают более символический характер, повествуя об извечном противостоянии добра и зла, преемственности духовных традиций и ответственности человека за свою судьбу и окружающий его мир.
В 1916-1918 годах по состоянию здоровья Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. Но художник не падает духом. При помощи друзей открывается выставка в Стокгольме. Дальше - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания...
В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Продолжается культурно-просветительская деятельность. В 1921 году в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого Рерих видит сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года - распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей им. Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника.
Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера - 2 декабря Рерих и его семья прибывают в Индию.
Менее, чем за месяц, Рерихи успевают познакомиться с древнейшими памятниками Элефанты, Джайпура, Агры, Сарнатха, Бенареса, Калькутты. В конце декабря они останавливаются в небольшом княжестве Сикким в Восточных Гималаях. Первые научные исследования, проведенные в Сиккиме, посещение древних монастырей, многочисленные встречи с учеными и духовными лицами все больше и больше склоняют Николая Константиновича к мысли о проведении серьезной экспедиции в Центральную Азию.
И вот, почти полтора года спустя, эта экспедиция, ставшая кульминационным моментом его жизни, состоялась. Путешествие продолжалось с марта 1925-го по май 1928 года: Кашмир - Лех - Хотан - и после двухмесячного пребывания в Москве - Алтай - Монголия - Тибет - Дарджилинг. По такому маршруту не проходил еще ни один исследователь Центральной Азии.
Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги ("Сердце Азии", "Алтай-Гималаи"), создано около пятисот картин. Так, в 1925-1926 годах во время вынужденной стоянки в Хотане художник создает серию полотен "Майтрейя", посвященную грядущему Будде, с именем которого народы Востока связывают наступление новой эры - эры торжества мира и справедливости.
Экспедиционный маршрут пролегал по путям великого переселения народов, когда-то сыгравшего свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Это взаимодействие не всегда было мирным, но даже невзирая на войны и нашествия, оно способствовало дальнейшему развитию и взаимообогащению обоих "полюсов" человеческой цивилизации. На своем маршруте Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, - единую общечеловеческую культуру.
Проблема "Восток-Запад", веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций.
В экспедиции принимали участие Елена Ивановна и старший сын Рерихов Юрий. Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением. Помимо "традиционного" изучения маршрута, экспедиция несла огромную эволюционную нагрузку, значение которой еще только предстоит осознать,
- пройдя по местам былого расцвета древних культур, она отметила энергетические центры культуры будущего.