#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


Николай Константинович Рерих - Вторая страница

Содержание материала

 

В 1906 году Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств - самого большого российского учебного художественного заведения. Подбирает замечательных художников и педагогов -

А.А.Рылова, А.В.Щусева, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы, увеличивался преподавательский состав. Ее главную цель Николай Константинович видел в воспитании художественного вкуса и поддержке творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущем началом в жизни молодого художника, а искусство как можно шире входило в простую, повседневную жизнь. В 1909 году Рерих становится академиком Российской Академии художеств.

Мировоззрение Рериха, как и любого другого человека, формировалось не сразу. И складывалось оно не только под влиянием русского искусства и истории. Уже с середины 1900-х годов на его литературных трудах и художественных произведениях заметно сказывается влияние Востока. Особенно же привлекает его Индия - ее древняя культура, великолепная природа, богатейшие духовные традиции. И это обращение не случайно.

Исследуя традиции древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье "Радость искусства" он пишет, что Русь всегда представлялась ему как "чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира". И многие из этих путей брали свое начало на Востоке, в Индии. К таинственной "колыбели цивилизаций" подводили не только размышления Рериха-историка и археолога, но и философа.

С юных лет он серьезно интересовался вопросами нравственного совершенствования и духовного преображения человека, прославляя в своих произведениях созидание, труд, добро и красоту. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А. Бердяев,

П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.

Справедливо полагая, что основные этические законы были сформированы еще в глубокой древности, на заре нашей цивилизации, Рерих ищет разрешения загадок бытия в первоисточниках - мифах, легендах, древнейших философских системах, изучает труды мыслителей Востока. Несмотря на то, что художник никогда не отступает от твердых реалистических позиций, его картины приобретают более символический характер, повествуя об извечном противостоянии добра и зла, преемственности духовных традиций и ответственности человека за свою судьбу и окружающий его мир.

В 1916-1918 годах по состоянию здоровья Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. Но художник не падает духом. При помощи друзей открывается выставка в Стокгольме. Дальше - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания...

В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Продолжается культурно-просветительская деятельность. В 1921 году в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого Рерих видит сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года - распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей им. Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера - 2 декабря Рерих и его семья прибывают в Индию.

Менее, чем за месяц, Рерихи успевают познакомиться с древнейшими памятниками Элефанты, Джайпура, Агры, Сарнатха, Бенареса, Калькутты. В конце декабря они останавливаются в небольшом княжестве Сикким в Восточных Гималаях. Первые научные исследования, проведенные в Сиккиме, посещение древних монастырей, многочисленные встречи с учеными и духовными лицами все больше и больше склоняют Николая Константиновича к мысли о проведении серьезной экспедиции в Центральную Азию.

И вот, почти полтора года спустя, эта экспедиция, ставшая кульминационным моментом его жизни, состоялась. Путешествие продолжалось с марта 1925-го по май 1928 года: Кашмир - Лех - Хотан - и после двухмесячного пребывания в Москве - Алтай - Монголия - Тибет - Дарджилинг. По такому маршруту не проходил еще ни один исследователь Центральной Азии.

Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги ("Сердце Азии", "Алтай-Гималаи"), создано около пятисот картин. Так, в 1925-1926 годах во время вынужденной стоянки в Хотане художник создает серию полотен "Майтрейя", посвященную грядущему Будде, с именем которого народы Востока связывают наступление новой эры - эры торжества мира и справедливости.

Экспедиционный маршрут пролегал по путям великого переселения народов, когда-то сыгравшего свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Это взаимодействие не всегда было мирным, но даже невзирая на войны и нашествия, оно способствовало дальнейшему развитию и взаимообогащению обоих "полюсов" человеческой цивилизации. На своем маршруте Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, - единую общечеловеческую культуру.

Проблема "Восток-Запад", веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций.

В экспедиции принимали участие Елена Ивановна и старший сын Рерихов Юрий. Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением. Помимо "традиционного" изучения маршрута, экспедиция несла огромную эволюционную нагрузку, значение которой еще только предстоит осознать,

- пройдя по местам былого расцвета древних культур, она отметила энергетические центры культуры будущего.

 

Новая книга!

Дорогие друзья!
сборник материалов Байкальских педагогических чтений «Cамое главное сейчас герои».

Издан сборник материалов Байкальских педагогических чтений
«Cамое главное сейчас герои».
В настоящее издание вошли материалы
XIII межрегиональных
Байкальских педагогических чтений с международным участием
«Воспитание детей на героических примерах в истории человечества» (18-21
июля 2024 г.) и материалы ХI региональных Байкальских Рериховских
чтений «Cамое главное сейчас герои» (12-15 июля 2024 г.).
В сборнике поднимаются вопросы значения героизма и подвига в
эволюции человечества. С незапамятных времен Великие Учителя, Герои,
Пророки, Подвижники, Святые приносили людям знания об обустройстве
жизни, о Космосе, Космических законах, о назначении жизни человека, в
которой всегда есть место подвигу. Осознание человеком своего
предназначения озаряет его жизнь и устремляет вперед по пути эволюции.
Издание адресовано работникам образования, культуры, студентам и
всем, кто заинтересован в развитии Культуры как основы духовной
По вопросам приобретения сборника обращайтесь по эл. почте:
iromlzk@mail.ru или по тел. 89641053810

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810