#SaveRoerichMuseum

Как помочь Музею имени Н.К. Рериха

Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!

 

ПОМОЧЬ МУЗЕЮ

 


Николай Константинович Рерих

Содержание материала

Николай Константинович РерихНиколай Константинович Рерих (1874-1947) - русский художник, мыслитель и общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь служению красоте и знанию.

Сердце, Мудрость, Труд и Терпение - вот принципы, которые были для него наиглавнейшими.

Во всех его движениях была уравновешенная гармония - это было постоянное поступательное движение к известной определенной цели.

 

Его картины воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно.

Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвинуть дух человека к новым и более благородным начинаниям.

"Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее".

Так говорил о своем отце Святослав Рерих.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

Закончил знаменитую гимназию Карла Мая. С ранних лет интересовался историей, археологией, участвовал в раскопках, писал рассказы, серьезно занимался живописью. Одновременно учился на юридическом отделении Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. Славившийся своими человеческими качествами и бескорыстным служением искусству, Куинджи пользовался среди студентов огромным уважением. Именно он поддержал и развил творческую индивидуальность своего воспитанника, укрепил в нем стойкость духа, целеустремленность и широту взглядов. Добрую память и признательность к этому необыкновенному человеку Рерих пронес через всю свою жизнь.

Уже тогда, в студенческие годы, Рерих предпринимает первую попытку организовать культурно-просветительское общество - кружок самообразования для будущих художников. Разрабатывает устав и программу тематических занятий по философии, эстетике, археологии, истории, литературе. И хотя кружок не состоялся, молодой художник не унывал - он прекрасно понимал, что всего лишь приобретает опыт.

Не знающий покоя пытливый ум и страстное влечение к искусству и наукам во многом способствовали сближению молодого Рериха со знаменитыми деятелями культуры того времени - В.В.Стасовым, И.Е.Репиным,

Н.А.Римским-Корсаковым, Д.В.Григоровичем, С.П.Дягилевым, А.Н.Бенуа. Диапазон интересов Николая Константиновича поражает уже тогда: каждое лето - выезд на раскопки, курс лекций в Археологическом институте, первые труды на литературном поприще и, конечно же, живопись, а сюжетов художнику было не занимать.

Далеко не все первые полотна Рериха отличались оригинальностью и присутствием особого художественного почерка, но в них было то, что предвещало будущий яркий путь, - глубокая заинтересованность темой и вера в высокое предназначение искусства. И вот в 1897 году его первая серьезная работа - дипломная картина "Гонец" выдерживает самую взыскательную критику и приобретается самим Третьяковым для своей галереи.

В 1898 году 24-летний Николай Константинович получает сразу два интересных и заманчивых предложения - место помощника директора музея Императорского Общества поощрения художеств и место помощника редактора художественного журнала. Примерно в это же время начинается его сотрудничество с новым художественным обществом "Мир искусства".

В 1899 году в жизни Рериха происходит еще одно значительное событие. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А.Путятина в Бологом, он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых - человеком неординарным и близким ему по духу, глубоко интересовавшимся историей, литературой и философией. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились.

Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Философ и писатель, Елена Рерих разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. Их старший сын Юрий станет знаменитым ученым-востоковедом, а младший - Святослав изберет ту же стезю, что и отец.

Уверенно и настойчиво, с поразительной работоспособностью и оптимизмом художник продвигается к вершинам своего мастерства. В 1900-1901 годах во время первого посещения Франции берет уроки у известных художников Фернана Кормона и Пюви де Шаванна.

По возвращении домой с новыми силами углубляется в изучение русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин - древняя, языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии... В 1903 году Рерих вместе с женой отправляется в путешествие по древнерусским городам - Владимиро-Суздальской и Московской Руси, Псковской и Тверской землям. Результат - свыше ста архитектурных этюдов, воссоздающих прекрасные облики памятников зодчества.

Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Рерих обращается к произведениям Н.А.РимскогоКорсакова ("Снегурочка"), А.П.Бородина ("Князь Игорь"), Р.Вагнера ("Валькирия"), М.Метерлинка ("Принцесса Малэн"), Г.Ибсена ("Пер Гюнт"), И.Ф.Стравинского ("Весна Священная"). В Талашкине, что под Смоленском, в 1914 году художник завершает роспись церкви Святого Духа.

 


 

В 1906 году Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств - самого большого российского учебного художественного заведения. Подбирает замечательных художников и педагогов -

А.А.Рылова, А.В.Щусева, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы, увеличивался преподавательский состав. Ее главную цель Николай Константинович видел в воспитании художественного вкуса и поддержке творческой самобытности учащихся. Он хотел, чтобы сознание красоты стало ведущем началом в жизни молодого художника, а искусство как можно шире входило в простую, повседневную жизнь. В 1909 году Рерих становится академиком Российской Академии художеств.

Мировоззрение Рериха, как и любого другого человека, формировалось не сразу. И складывалось оно не только под влиянием русского искусства и истории. Уже с середины 1900-х годов на его литературных трудах и художественных произведениях заметно сказывается влияние Востока. Особенно же привлекает его Индия - ее древняя культура, великолепная природа, богатейшие духовные традиции. И это обращение не случайно.

Исследуя традиции древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье "Радость искусства" он пишет, что Русь всегда представлялась ему как "чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира". И многие из этих путей брали свое начало на Востоке, в Индии. К таинственной "колыбели цивилизаций" подводили не только размышления Рериха-историка и археолога, но и философа.

С юных лет он серьезно интересовался вопросами нравственного совершенствования и духовного преображения человека, прославляя в своих произведениях созидание, труд, добро и красоту. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А. Бердяев,

П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.

Справедливо полагая, что основные этические законы были сформированы еще в глубокой древности, на заре нашей цивилизации, Рерих ищет разрешения загадок бытия в первоисточниках - мифах, легендах, древнейших философских системах, изучает труды мыслителей Востока. Несмотря на то, что художник никогда не отступает от твердых реалистических позиций, его картины приобретают более символический характер, повествуя об извечном противостоянии добра и зла, преемственности духовных традиций и ответственности человека за свою судьбу и окружающий его мир.

В 1916-1918 годах по состоянию здоровья Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. Но художник не падает духом. При помощи друзей открывается выставка в Стокгольме. Дальше - Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания...

В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Продолжается культурно-просветительская деятельность. В 1921 году в Нью-Йорке открывается Институт Объединенных Искусств, главной целью которого Рерих видит сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников "Соr Ardens" ("Пылающие сердца"), а в 1922 году возник международный культурный центр "Corona Mundi" ("Венец Мира"). В ноябре 1923 года - распахнул свои двери Нью-Йоркский Музей им. Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера - 2 декабря Рерих и его семья прибывают в Индию.

Менее, чем за месяц, Рерихи успевают познакомиться с древнейшими памятниками Элефанты, Джайпура, Агры, Сарнатха, Бенареса, Калькутты. В конце декабря они останавливаются в небольшом княжестве Сикким в Восточных Гималаях. Первые научные исследования, проведенные в Сиккиме, посещение древних монастырей, многочисленные встречи с учеными и духовными лицами все больше и больше склоняют Николая Константиновича к мысли о проведении серьезной экспедиции в Центральную Азию.

И вот, почти полтора года спустя, эта экспедиция, ставшая кульминационным моментом его жизни, состоялась. Путешествие продолжалось с марта 1925-го по май 1928 года: Кашмир - Лех - Хотан - и после двухмесячного пребывания в Москве - Алтай - Монголия - Тибет - Дарджилинг. По такому маршруту не проходил еще ни один исследователь Центральной Азии.

Впервые были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги ("Сердце Азии", "Алтай-Гималаи"), создано около пятисот картин. Так, в 1925-1926 годах во время вынужденной стоянки в Хотане художник создает серию полотен "Майтрейя", посвященную грядущему Будде, с именем которого народы Востока связывают наступление новой эры - эры торжества мира и справедливости.

Экспедиционный маршрут пролегал по путям великого переселения народов, когда-то сыгравшего свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Это взаимодействие не всегда было мирным, но даже невзирая на войны и нашествия, оно способствовало дальнейшему развитию и взаимообогащению обоих "полюсов" человеческой цивилизации. На своем маршруте Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, - единую общечеловеческую культуру.

Проблема "Восток-Запад", веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций.

В экспедиции принимали участие Елена Ивановна и старший сын Рерихов Юрий. Несмотря на молодые годы, Юрий Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди позволило ему без труда общаться с местным населением. Помимо "традиционного" изучения маршрута, экспедиция несла огромную эволюционную нагрузку, значение которой еще только предстоит осознать,

- пройдя по местам былого расцвета древних культур, она отметила энергетические центры культуры будущего.

 


 

По окончании экспедиции Рерихи основывают Институт гималайских исследований "Урусвати", что в переводе с санскрита означает "Свет утренней звезды". Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 30-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Его начинание было поддержано в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, А.Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, а предложенный им специальный флаг - Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, - и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

В 1934-1935 годах Рерих предпринимает экспедицию в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Как и всегда, проводятся археологические исследования, собираются материалы по лингвистике, изучаются лекарственные и засухоустойчивые растения.

Тогда же начинается работа над большой серией очерков, которые впоследствии войдут в книгу "Моя жизнь. Листы дневника". Основной темой очерков становятся размышления о современной науке и искусстве, политических событиях и общественной жизни. Написанные простым и образным языком, "Листы дневника" в доступной форме повествуют о взаимосвязи самых разнообразных сторон нашей земной жизни со сложнейшими космическими процессами.

В годы войны художник снова обращается к теме родной земли. Из-под его кисти рождаются патриотические полотна - "Князь Игорь", "Александр Невский", "Партизаны", "Победа". А очерки и письма, как никогда, призывают к человеческому единению и содружеству, неустанно напоминая о том, что основа мира это не только соблюдение международных соглашений. Самое главное, утверждает Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к Знанию и почитание Красоты.

Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строилось не только искусство и литературное творчество Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необычайной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.

О популярности и признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии - с Николаем Константиновичем были лично знакомы многие индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Да и простые индийцы, жившие по соседству в долине Кулу, почитали его как великого мудреца, принося в праздничные дни цветы к порогу его дома.

И хотя общественная деятельность отнимала у художника много времени, это отнюдь не сказалось на его искусстве. Его младший сын, Святослав Рерих, рассказывал об этом так: "Где бы он ни был, в каких бы условиях он ни находился, он всегда писал картины. И не только картины - писал свои книги и дневники. И это было возможно только благодаря строгой самодисциплине.

Николай Константинович всегда верил, что труд очищает нашу жизнь, что человек должен трудиться и через труд он разрешит свои насущные проблемы и поднимется на следующую ступень эволюции. Сам Николай Константинович был как бы олицетворением этой мысли, потому что всю жизнь он трудился. День его начинался очень рано - он вставал в пять часов утра и сразу же приступал к работе над картинами и записями".

Много повидал Рерих, путешествуя по Европе, Азии и Америке, но мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Сразу же по окончании войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. "Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли, - пишет он в одном из писем к брату. - Знание, опытность, любовь к славной Родине

- все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно". И эти слова относятся не только к одному Николаю Константиновичу, но и ко всей его семье, каждый член которой внес свою лепту в сокровищницу культуры и науки.

Вот что говорит об этом сам Рерих в очерке "Четверть века":

"Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от русских путей.

И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий - в науке, Святослав - в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Ее записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения".

...Но жизнь распорядилась иначе. 13 декабря 1947 года художника не стало. В 1955 году, в самый разгар приготовлений к отъезду, уходит из жизни Елена Ивановна, до последней минуты верившая в то, что ей удастся продолжить созидательную работу в России. Из всех Рерихов на Родину вернулся один только Юрий Николаевич. И все же в этих строчках Николая Константиновича звучит не только горечь, в них звучит и надежда. Надежда на то, что несмотря ни на какие запреты, никакие "железные занавесы" духовные сокровища, собранные за всю жизнь, вернутся родной земле и ее людям. И вот почти полвека спустя это возвращение состоялось.

Новая книга!

Дорогие друзья!

сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.)

Издан сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции для молодежи «Мы творим будущее», (28.02.2023 г.), тема конференции «Роль Учителя в развитии человечества»
Здесь поднимается очень важный вопрос о значении педагога и Учителя в жизни и развитии каждого человека, а также всего общества в целом.
Сборник адресован широкому кругу читателей: школьникам, студентам, педагогам, родителям и всем, кого интересует духовное развитие человека, вопросы Культуры и будущее нашей цивилизации.
Стоимость сборника 655 руб.

 

сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ)

Издан сборник материалов Международной научно-практической конференции «Наука, культура и искусство в свете идей Живой Этики», которая состоялась 18 марта 2023 г. в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ).
Живая Этика дает нам представление о новой ступени космической эволюции, о новой эпохе, о новом человеке, о новом мышлении, новой науке и новых грядущих знаниях, так не похожих на ныне существующие.
Издание адресовано работникам образования, культуры, студентам и всем, кто заинтересован в развитии Культуры - основы существования человечества.
Стоимость сборника 700 руб.

По вопросам приобретения сборника обращаться по эл. почте: iromlzk@mail.ru или по тел. 8-964-105-38-10, 8-914-904-95-40

Объявление

Дорогие друзья!

Нужна помощь волонтёров в работах по облагораживанию территории
Культурно - выставочного Центра на Байкале в посёлке Старая Ангасолка, 149 км. КБЖД.
Можно совместить приятное с полезным - побыть на природе и помочь общему делу!
Тел. для справок: 89148927765, 89641053810