Как помочь Музею имени Н.К. Рериха
Музей имени Н.К. Рериха является общественным, а это значит, что во многом его деятельность осуществляется благодаря поддержке общественных помощников, меценатов и благотворителей. Будем Вам признательны за любую помощь! Только вместе с Вами мы сможем сохранить крупнейший в России и мире общественный Музей, посвященный семье Рерихов, выдающимся деятелям мировой культуры!
Николай Константинович Рерих
Содержание материала
Николай Константинович Рерих (1874-1947) - русский художник, мыслитель и общественный деятель, посвятивший всю свою жизнь служению красоте и знанию.
Сердце, Мудрость, Труд и Терпение - вот принципы, которые были для него наиглавнейшими.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония - это было постоянное поступательное движение к известной определенной цели.
Его картины воплощают добро, истину и красоту в такой степени, что их духовное воздействие неизбежно.
Они рассказывают о новой силе, входящей в жизнь, силе, которая должна подвинуть дух человека к новым и более благородным начинаниям.
"Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее".
Так говорил о своем отце Святослав Рерих.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября (27 сентября) 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.
Закончил знаменитую гимназию Карла Мая. С ранних лет интересовался историей, археологией, участвовал в раскопках, писал рассказы, серьезно занимался живописью. Одновременно учился на юридическом отделении Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. Славившийся своими человеческими качествами и бескорыстным служением искусству, Куинджи пользовался среди студентов огромным уважением. Именно он поддержал и развил творческую индивидуальность своего воспитанника, укрепил в нем стойкость духа, целеустремленность и широту взглядов. Добрую память и признательность к этому необыкновенному человеку Рерих пронес через всю свою жизнь.
Уже тогда, в студенческие годы, Рерих предпринимает первую попытку организовать культурно-просветительское общество - кружок самообразования для будущих художников. Разрабатывает устав и программу тематических занятий по философии, эстетике, археологии, истории, литературе. И хотя кружок не состоялся, молодой художник не унывал - он прекрасно понимал, что всего лишь приобретает опыт.
Не знающий покоя пытливый ум и страстное влечение к искусству и наукам во многом способствовали сближению молодого Рериха со знаменитыми деятелями культуры того времени - В.В.Стасовым, И.Е.Репиным,
Н.А.Римским-Корсаковым, Д.В.Григоровичем, С.П.Дягилевым, А.Н.Бенуа. Диапазон интересов Николая Константиновича поражает уже тогда: каждое лето - выезд на раскопки, курс лекций в Археологическом институте, первые труды на литературном поприще и, конечно же, живопись, а сюжетов художнику было не занимать.
Далеко не все первые полотна Рериха отличались оригинальностью и присутствием особого художественного почерка, но в них было то, что предвещало будущий яркий путь, - глубокая заинтересованность темой и вера в высокое предназначение искусства. И вот в 1897 году его первая серьезная работа - дипломная картина "Гонец" выдерживает самую взыскательную критику и приобретается самим Третьяковым для своей галереи.
В 1898 году 24-летний Николай Константинович получает сразу два интересных и заманчивых предложения - место помощника директора музея Императорского Общества поощрения художеств и место помощника редактора художественного журнала. Примерно в это же время начинается его сотрудничество с новым художественным обществом "Мир искусства".
В 1899 году в жизни Рериха происходит еще одно значительное событие. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А.Путятина в Бологом, он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых - человеком неординарным и близким ему по духу, глубоко интересовавшимся историей, литературой и философией. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились.
Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Философ и писатель, Елена Рерих разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. Их старший сын Юрий станет знаменитым ученым-востоковедом, а младший - Святослав изберет ту же стезю, что и отец.
Уверенно и настойчиво, с поразительной работоспособностью и оптимизмом художник продвигается к вершинам своего мастерства. В 1900-1901 годах во время первого посещения Франции берет уроки у известных художников Фернана Кормона и Пюви де Шаванна.
По возвращении домой с новыми силами углубляется в изучение русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин - древняя, языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии... В 1903 году Рерих вместе с женой отправляется в путешествие по древнерусским городам - Владимиро-Суздальской и Московской Руси, Псковской и Тверской землям. Результат - свыше ста архитектурных этюдов, воссоздающих прекрасные облики памятников зодчества.
Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Рерих обращается к произведениям Н.А.РимскогоКорсакова ("Снегурочка"), А.П.Бородина ("Князь Игорь"), Р.Вагнера ("Валькирия"), М.Метерлинка ("Принцесса Малэн"), Г.Ибсена ("Пер Гюнт"), И.Ф.Стравинского ("Весна Священная"). В Талашкине, что под Смоленском, в 1914 году художник завершает роспись церкви Святого Духа.